Платные дороги в Европе. Виньетка и др.

DSCN3807
Posted by on 03.10.2013

Платные дороги в Европе.

Тех, кто только собирается поехать в Европу, часто пугает информация о платных дорогах.
С одной стороны, кажется что это будет очень дорого. И что расходы на поездку сильно увеличатся.
С другой стороны, некоторое боятся, что не смогут разобраться во всех тонкостях платных дорог. Что где-то будет не понятно, или не заплатят в нужном месте, а потом им выпишут огромный штраф.
Таких вопросов нам задавали довольно много.

Давайте попробуем разобраться.

DSCN2911

Въезд на платную дорогу. Австрия.

В Европе существуют различные варианты дополнительной оплаты для автомобилистов (мотоциклистов, кемперов и т.д.):

  • За пройденный участок дороги (как на автомагистралях, так и на других автомобильных дорогах). Вы платите за количество километров, которое проехали по платному участку/магистрали. (например, из стран, в которых были мы, это Италия, Испания, Хорватия, Франция, Норвегия, Швейцария. В том числе и Россия)
  • Виньетка (виньета). Наклейка, которую вы покупаете в качестве оплаты за пользование дорогами на определенное количество времени (неделя, месяц, год). (Опять же, из тех стран, где были мы, это Австрия, Словения, Швейцария и Чехия)
  • Оплата за проезд по мосту или тоннелям. Есть страны, где введена оплата как за пользование дорогой (за расстояние или виньетка), так и отдельная плата за проезд по тоннелям и мостам (например, Австрия, Франция, Норвегия). А есть страны, где пользование дорогами и автомагистралями бесплатное, но в некоторых местах существуют сборы за проезд по некоторым мостам или тоннелям (например, мы столкнулись с таким в Бельгии, платили за искусственный тоннель, в Швеции (некоторые мосты), в Дании (некоторые мосты), в Нидерландах, Германии (некоторые тоннели)).
  • Плата за въезд в центр некоторых города Европы (например, в Норвегии, Швеции, Германии; в Латвии, в курортную зону в Юрмала)
  • Бесплатное пользование дорогами и автомагистралями (Германия, Андорра, Латвия, Литва, Украина, Финляндия, Эстония)

Давайте рассмотрим подробнее каждый вариант.

Оплата за пройденный участок дороги.

DSCN3323

Пункты оплаты перед въездом на скоростную автомагистраль

Сразу хочу сказать, что у вас, как правило, есть выбор — ехать по платной дороге (обычно  это прямой и скоростной участок, с несколькими полосами движения в каждую сторону), или по бесплатной (часто это через поселки, по узкой и петляющей дорожке, хотя бывает по-разному, конечно).
И в каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.
Когда мы попадаем в какую-то страну впервые, и нам хочется узнать ее изнутри (и есть время на это), чаще мы выбираем поездки именно по небольшим местным дорогам. Скорость наших передвижений в таком случае не велика, т.к. на пути нам попадаются большое количество поселков и городков.

Практически во всех странах Европы, в городе/в поселках действует ограничение 50 км/ч, и за соблюдением скоростного режима очень бдительно следят. Штрафы начинаются уже за превышение хотя бы на 1 км/ч.
Так, проезжая по дорожкам местного значения, мы знакомимся с бытом простых жителей этой страны. Получается погрузится в атмосферу другой культуры, прикоснуться к их истории, и их традициям.
И, заодно, сэкономить на плате за магистрали.
С другой стороны, если нам необходимо как можно быстрее добраться из пункта А в пункт Б, то мы выбираем именно автомагистрали. Заплатив определенно количество местной валюты, мы экономим большое количество времени и сил. Времени, т.к. средняя скорость обычно составляет не меньше 100 км. в час (в некоторых странах на автобанах разрешена скорость 130 км/ч, а в Германии много автобанов, где скорость вообще не ограничена!). Силы экономятся, т.к. не приходится постоянно быть в напряжении, следить за ограничением скорости, началом поселков, за пешеходами (которые привыкли к тому, что их пропускают, как только они приближаются к переходу) и ловить возможность обогнать какого-то «тихохода» (трактор, повозки с лошадью и т.п.), когда в каждую сторону только одна полоса.

DSCN3792

Въезд на платный участок дороги.

Какие именно дороги выбрать и как ехать, вы можете выбрать сами, в зависимости от тех городов, через которые хотите проехать или задав на своем GPS в настройках «включить платные дороги» или «исключить платные дороги» из маршрута.
Чаще всего мы сочетаем платные дороги с проездом по небольшим дорогам местного значения. Но бывает по-разному. Где-то мы уже были и тогда нам быстрее и проще проехать к новому месту по скоростным магистралям.
Важно! На платных автобанах тоже бывают пробки! И очень большие, на большое количество километров.
Так, в этом году, мы попали в такую пробку в Италии. Из-за ремонта дороги и сужения машины стояли в обе стороны на многие километры. Странно было видеть такую неорганизованность, но факт остается фактом. Такое может быть.
В поездках по Европе тоже удобно пользоваться навигаторами и смотреть пробки и варианты объезда. Особенно в крупных городах, в будние дни и в часы пик.

Больше всего заторов и пробок мы встречали, как ни странно, в Германии, когда путешествовали по ней в первый раз, в 2010 году. При огромном количестве скоростных бесплатных автомагистралей хорошего качества было и огромное количество ремонтных работ, и обычных дорожных пробок на много количество километров рядом с крупными городами. За ту поездку мы простояли в большом количестве пробок на магистралях, а в обратный путь ехали уже в объезд крупных городов, только бы не стоять снова в этих пробках.

Хотя кто-то без проблем путешествует по Германии. Нам рассказывали, что кому-то повезло и пробок почти не было.
Я пишу про это, чтобы вы просто имели это ввиду.

Платные пункты в различных местах и городах выглядят по-разному.

Где-то вы подъезжаете к окошку, только нажимаете на большую кнопку, вам печатается талон или карточка, на которой написано ваше место въезда на платный участок и время, и вы с ним едите до последнего пункта, где производиться оплата (на выезде с платной дороги). Как правило, на выездах у каждого пункта сидит человек, которому вы отдаете свой талон/карточку. Иногда стоят автоматы. А иногда и так и так.

Вы передаете свой талон/карточку работнику (вставляете в специальное отверстие в автомате), и, в зависимости от пройденного расстояния и/или тарифов, на мониторе (маленьком экране) вы увидите сумму к оплате. Или вам скажут, сколько необходимо оплатить. Мы не всегда понимаем, что нам говорят, но сумма на электронном табло понятна всегда.

DSCN3

При въезде на платный участок дороги.
Нужно нажать на красную кнопку и взять талон

Иногда такого табло нет (редко, в маленьких пунктах пропуска или старых). И если нам не понятно, сколько нужно оплатить, то просим повторить по-английски. Многие и не подозревают, что мы иностранцы и не знаем их местного языка (знаки-то на машине Евросоюза :) ).
Не потеряйте этот талон!
При выезде с платного участка дороги важно выбрать правильную полосу! Некоторые полосы предназначены только для оплаты наличными (как правило, там сидит оператор), некоторые только для оплаты картой (через автомат), некоторое рассчитаны на использование электронных систем и абонементов (Visitors Payment, Telepass, AutoPASS и т. п.).
Нам для оплаты дорог в поездках удобно использовать кредитную карту. Особенно, если за одну поездку мы перемещаемся по различным странам, и не везде меняем местные деньги. Иногда можно оплачивать проезд в различных валютах, и вам могут посчитать сколько это будет в Евро.
Если вы предпочитаете не пользоваться карточкой в поездке, то лучше заранее обзавестись мелочью, для оплаты дорог и походов в туалет на трассе :) (т.к. большинство туалетов цивильные и платные).
И еще одно стоит учитывать, выбирая по платной магистрали вам ехать или по местным дорогам:
На больших шоссе и основных трассах через определенное количество километров гарантированно будут заправки и места, где можно вкусно поесть всей семьей, размяться и отдохнуть. Там есть детские комнаты внутри и на улице. Как правило, в таких местах всё специально оборудовано для комфортных поездок на машине всей семьёй, с маленькими детьми. И через сколько километров будет следующая такая станция или заправка, показано на знаках.
Путешествуя по дорогам местного значения, вы можете столкнуться с тем, что долгое время может не быть заправок. И с местом где поесть тоже иногда могут возникнуть сложности. У нас было несколько таких историй, что у нас заканчивался бензин или мы никак не могли найти, где поесть.
Еще многие магазины и кафе в Европе закрываются довольно рано. А иногда и открываются по нашим меркам поздно. Особенно в выходные дни. Так, в Финляндии, в выходные и праздничные дни что-то купить можно только в некоторых (немногочисленных) магазинчиках при заправках и в круглосуточных магазинах при заправках «ABC». Магазины в такие дни открываются только в 12.00 по местному.
Так и в других странах Европы. Хотя бывают и исключения.
Но на трассе найти где перекусить все же проще. Лучше, конечно, заранее продумать этот момент, или иметь запас продуктов.
Иногда, если нам нужно найти ближайшую заправку или магазин, нам снова помогает GPS. Хотя информация в нем не всегда оказывается точная или устаревает. Это тоже стоит учитывать.
И забыла еще написать про то, что стоимость оплаты зависит от вида транспортного средства. Мопеды/мотоциклы платят меньше всех, далее идут легковые авто (как правило, до 3,5 т.), по разному могут считать машины с прицепами. За кемпер придется заплатить уже больше, и т.д.

Виньетка.

DSCN3877

Австрийская виньетка

В некоторых странах Европы использование дорог и автомагистралей оплачивается путем покупки виньетки (наклейка на лобовое стекло).
Если вы въезжаете на территорию страны, где обязательно иметь такую наклейку, то стоит ЗАРАНЕЕ позаботиться о ее приобретении.
Они продаются иногда уже за несколько километров до границы,  на границе с другим государством и на некоторых заправках. Понять это можно, увидев специальные знаки с нарисованной виньеткой и надписью об этом.

DSCN4694

Заправка на границе Чехии и Австрии, где можно купить виньетку Австрии, Чехии и Словении.

Виньетки бывают нескольких видов (в зависимости от срока действия): на 7 (10) дней, на 1 месяц (2 месяца), и на год. Это те виды, с которыми встречались мы.

Обычно продавец сразу спрашивает вас, пробить ли сегодняшнюю дату.

Виньетка действует ТОЛЬКО с отмеченным сроком начала действия и при правильном ее размещении на лобовом стекле! Не приклеенная виньетка, или приклеенная не в том месте или не так — считается не действующей, что грозит вам крупным штрафом.
Причем, проверить наличие виньетки у вас могут уже сразу при пересечении границы!
Стоимость виньетки на 10 дней в Австрии в этом году (2013) — меньше 10 Евро, в Словении же  на 7 дней виньетка стоила 15 Евро. Но, надо сказать, дороги в Словении нас приятно порадовали.
Если вы берете машину в аренду в стране, где необходима наличие виньетки, скорее всего она будет уже приклеена на лобовом стекле. И скорее всего сразу на год.

DSCN3878

Годовая австрийская виньетка.

На всякий случай вы можете уточнить этот момент, когда будите договариваться об аренде авто.
Следовательно, при наличии годовой виньетки дополнительную вам покупать будет уже не

нужно.
Так, в этом году, прилетев в Австрию и взяв машину в аэропорту Вены, не учли этот момент. Не сразу заметили действующую годовую виньетку на лобовом стекле. И на ближайшей заправке купили еще одну, на 10 дней.

Сама виньетка (наклейка) состоит из двух частей — основной и корешка. Правила размещения виньетки могут быть разными, в зависимости от страны, где вы находитесь.
Внимательно посмотрите на рисунок (инструкцию), где ее необходимо приклеить.
Следят за наличием виньетки строго. Как электронным способом, так и с помощью специальных проверок на дорогах.

DSCN4091

Один из способов проверки наличия виньетки.

Опытные водители рекомендуют сохранять чек на покупку виньетки целый год.

DSCN4074

Еще один пункт проверки виньетки. Словения.

В 2012 году мы еще не знали про необходимость пользоваться виньетками в Австрии. Т.к. до этого путешествовали по странам, где были другие условия оплаты дорог.
И когда (в 2012 году) наш путь случайно (точнее, не запланировано, просто решили поехать туда, т. к. были совсем рядом) завел нас в Австрию, по горной небольшой дороге, выехав на магистраль, мы увидели соответствующие знаки. На маленькой дорожке, в горах, специальных знаков о необходимости приобретения виньетки не стояло. И мест/заправок, где ее можно было бы купить, соответственно, тоже не было.

DSCN3992

Нам очень повезло, что за тот короткий участок магистрали, по которому мы проехали, нас не оштрафовали. Потом мы снова свернули в горы, на небольшую малонаселенную и узкую дорогу.
Вот почему важно продумывать еще дома дополнительные возможные маршруты, и изучать правила и особенности нахождения в той или иной стране.

Оплата за проезд по мосту или тоннелям.

Как я уже писала выше, есть страны, где введена оплата как за пользование дорогой (за расстояние или виньетка), так и отдельная плата за проезд по тоннелям и мостам (например, Австрия, Франция, Норвегия).
А есть страны, где пользование дорогами и автомагистралями бесплатное, но в некоторых местах существуют сборы за проезд по некоторым мостам или тоннелям (например, мы столкнулись с таким в Бельгии, платили за искусственный тоннель).
Плата может взиматься как при въезде на платный участок, так и при выезде! Знаками будет обязательно указано, что участок платный (часть дороги, тоннель, мост).

DSCN4106

Пункты оплаты за проезд по тоннелю

Если вы используете в поездке GPS-навигатор, и современные электронные карты, то устройство сообщит вам о том, что на вашем маршруте есть платные участки дорог.
Оплатить можно как наличными, так и кредитной картой. В ручную (работнику, сидящему у каждого пропускного терминала) или в автомате (положив монеты/купюру/кредитную карту в нужную щелку). После оплаты вам выдадут чек и перед вами откроется шлагбаум.
Но стоит помнить, что иногда терминалы не работают или карты не принимают. Лучше всегда иметь запас мелочи на такой случай.

Еще встречаются системы электронной (автоматической) оплаты дорог.
Так, например, в Норвегии существует  система Visitors Payment. Удобно для путешественников, у кого есть кредитная карта VISA или MasterCard, и если вы планируете быть в Норвегии не очень долго (менее 3-х мес.).
Большой плюс в том, что не требуется покупка дополнительного устройства. Вы просто проезжаете, не останавливаясь, по той полосе, где написано  AutoPASS (если это платный участок дороги). Оплата происходит автоматически.
Ваш номер фотографируется, и средства списываются с вашего предоплаченного счета.
Подробнее о том, что для этого нужно, можно посмотреть на официальном сайте http://www.autopass.no/
Есть еще абонементы AutoPASS. Способ, удобный для тех, кто планирует оставаться в Норвегии более 3-х месяцев. Требуется наличие специального электронного устройства AutoPASS On-Board Unit (OBU), которое устанавливается на внутренней стороне лобового стекла.
В Италии — TELEPASS. Или вы можете приобрести карту Viacard, на которую вносите сразу определенную сумму денег. Плюс карты в том, что ею можно оплатить проезд в любом окне (по любой полосе), кроме полосы  TELEPASS.

DSCN3806

Правый ряд — для автоматической оплаты.

Есть еще возможность оплаты дорог через интернет, с помощью Unpaid Toll Ticket (Mancato Pagamento). Это если у вас по какой-то причине недостаточно средств на карте, и вы не можете сразу оплатить проезд по платной автомагистрали. Но процедура не очень простая и для тех, кто владеет английским. Лучше, на мой взгляд, сразу оплачивать свой проезд удобным вам способом.
В Швеции есть свои предоплатные и электронные системы.
И в других странах Европы — свои.
И везде есть свои особенности. Готовясь в поездке, изучайте правила оплаты дорог именно той страны/стран, куда собираетесь.
Мы не пользовались такими системами, т. к. для нашего ритма путешествий это не очень удобно. Нам удобнее оплачивать по факту и на месте.
Обычно оплата на месте происходит довольно быстро. Система отлажена, много окошек для оплаты и, даже если и есть небольшая очередь, двигается она очень быстро.
Есть свои нюансы въезда в платные города, о чем мы поговорим отдельно ниже.

Платный въезд в некоторые города Европы

Мы столкнулись с этим, когда путешествовали по Норвегии и Швеции.
Так, в Норвегии (из тех городов, где мы были) платный въезд в Осло, Берген, Кристиансанд и Ставангер.
В Швеции — за въезд в центр Стокгольма. Мы слышали много раз, что въезд платный. НО!
Информация с официального сайта http://www.visitstockholm.com:

Въезд в центр Стокгольма в будние дни (с 06:30 до18:29) для машин, имеющих шведские регистрационные номера, платный. Камеры на мачтах над подъездными к центру города улицами регистрируют номера машин, и в конце месяца владельцам машин приходит счёт. Каждый въезд в центр Стокгольма или выезд из него стоит 10, 15 или 20 SEK, в зависимости от времени суток. Максимальная сумма в день на один автомобиль не может превышать 60 SEK. Машины c иностранными номерными знаками, а также машины, работающие на экологическом топливе, от платы за въезд в центр освобождены!
С Норвегией дела обстоят по-другому. Официальной информации о том, где и как оплачивать въезд в города, где предусмотрена оплата, мы не нашли.
На всевозможных формах и в отчетах путешественников встречали информацию, что оплатить необходимо сразу при въезде в город, на ближайшей заправке.
Но дело в том, что часто таких заправок по дороге просто нет!  Наш GPS каждый раз вел нас по таким дорогам, где мы сразу попадали в город, не встречая на пути заправку (или заезжать на нее было не понятно где, с другой стороны дороги). Так и проезжали, не оплатив. Надеялись, что электронная система отметит нас в базе, и нам пришлют квитанцию об оплате по почте.
Мы готовы честно оплачивать въезды, но очень хотелось бы, чтобы это было удобно и понятно.
До сих пор ни одной квитанции нам так и не приходило.

Местные жители используют предоплатные электронные системы, с автоматическим списанием средств. Или где-то приходят квитанции в конце месяца.
На въезде в город (выезде из города) нет пропускных пунктов для оплаты. Стоят только видеокамеры. И крупными буквами написано, что необходимо проезжать БЕЗ остановки!
Система автоматически регистрирует номерной знак автомобиля.

И в одном и том же городе плата за въезд в центр может зависеть от времени суток (день или ночь, утро, вечер), будний это день или выходной/праздничный, час пик или нет. А так же от вида  автотранспорта: мотоцикл, автомобиль массой до 3,5 т./более 3,5 т, караван, грузовик и т.д.

Бесплатное пользование дорогами и автомагистралями.

Тут все понятно )
Единственное, что хотелось отметить, это то, что далеко не всегда бесплатные дороги — это плохие, а платные — хорошие и без пробок.
Я уже писала выше про невероятные пробки на платной автомагистрали в Италии.
С другой стороны, в Германии, где все автомагистрали бесплатные, их качество лучше некоторых платных.

Поделиться в соц. сетях

0

Хотите сделать первые шаги к самостоятельным семейным путешествиям? Тогда получите Ваш подарок!

2 Responses to Платные дороги в Европе. Виньетка и др.

  1. Кристина

    Замечательная статья! Супер! Спасибо большое, Антонина, за такую подробную и новую для меня информацию!

    • Антонина Цветова

      Кристина, рада, что статья для вас оказалась полезная! :)
      Всё это хотелось где-то объединить, т.к. для автопутешественников крайне важно )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>